Идеальная изнанка – вопрос, который волнует многих рукодельниц. В создании аккуратной и изящной вышивки не последнюю
роль играет изнаночная сторона изделия. Опытные
рукодельницы знают, что недостаточно научиться делать
простые, болгарские или итальянские кресты. Обязательным
условием хорошей работы вышивальщицы является идеальная
изнанка. А овладение этой наукой порой вызывает больше
трудностей, чем техника выполнения стежков лицевой
стороны.
Трепетное отношение к изнанке вышитых изделий своими
корнями уходит в историю. Раньше считалось, что
аккуратность изнаночной стороны - самая важная
характеристика работы. Мастерица, вышитые изделия
которой с обратной стороны напоминали лабиринт из
запутанных нитей и узелков, не только неряшлива, но и
неуважительно относится к духам, охраняющим покой и
счастье семейного очага. А это, по мнению наших предков,
грозило серьезными неприятностями. Поэтому хитрые
рукодельницы искусно прятали все концы нитей под
стежками на лицевой стороне изделия, превращая изнанку в
«гобелен», выполненный в особой технике. Прошло немало времени с тех пор, люди перестали бояться
гнева духов, однако золотое правило идеальной изнанки
действует и по сей день. Объясняется это просто:
непорядок на изнаночной стороне способен испортить
лицевую часть изделия. Даже если вышитая картина будет
помещена в рамку, и никто не увидит ее изнанки, не стоит
пренебрегать золотым правилом. Узелки, длинные
пересекающиеся протяжки с обратной стороны изделия
грозят целым рядом неприятностей:
- при стирке готового изделия узелки часто
развязываются, что может привести к распусканию стежков;
- при глажении из-за узелков поверхность вышивки
покрывается бугорками;
- длинные перетяжки и тугие стежки нитью с узелками
могут вызвать перекос ткани, который иногда трудно
устранить;
- в процессе работы нить цепляется за узелки, что
создает определенные затруднения;
- распустить часть стежков, если работа пошла
неправильно, гораздо труднее, если на нитях есть узелки.
Безусловно, иногда бывают случаи, когда без узелков
обойтись весьма трудно: например, при выполнении
изолированных крестиков. Однако, изучив все способы
аккуратной заделки нитей, можно справиться и с этой
задачей. Вот несколько советов для тех, кто хочет научиться вышивать с идеальной изнанкой:
Во первых. Вышивать нужно так, чтобы было удобно. С угла или от
центра - это не важно. Просто, если кусок канвы ограничен, то для того,
чтобы вышивка не съехала к какому-то краю, вышивают от середины. Если
канва размечена сеткой, то можно вышивать и с угла. Если вышиваем с
угла, то опять же не важно, с какого - просто должно быть удобно. И
хотя многие советуют начинать вышивать с верху, чтобы не затирать рукой
уже вышитые участки, все зависит от вашего личного выбора, как вам
удобно, так и вышивайте.
Во вторых. Нить закрепляем без узелков! Метод «петля» - самый экономичный способ закрепления
нитей. Единственный недостаток этого метода в том, что
его можно использовать лишь для вышивки четным
количеством нитей. Для этого необходимо вставить в
иголку нить, сложенную пополам, чтобы сгиб оказался на
конце. Затем проткнуть ткань (с изнанки или с лицевой
стороны по желанию) и протянуть нить на обратную
сторону, оставив снаружи лишь небольшую петельку.
Сделать стежок и, продев иголку в подготовленную петлю,
затянуть нить. Метод «без узелка» подходит для вышивания любым
количеством нити: при выполнении первого стежка
необходимо оставить на лицевой стороне конец нити и
закрыть его последующими стежками. При желании конец
нити можно расположить на изнаночной стороне и также
закрепить его при помощи нескольких стежков. Метод «без узелка с узелком» весьма схож с предыдущим
способом заделывания нитей. Отличие состоит в том, что
на конце нити завязывается узелок, который отрезается
после того, как нить будет накрыта несколькими стежками. Причем конец нити можно располагать как с изнаночной,
так и с лицевой стороны. Метод «под стежками» возможен лишь тогда, когда на ткани
есть уже ряд вышитых крестов. Для закрепления достаточно
протянуть нить под стежками (3-4). При желании можно
перехлестнуть нить вокруг одного из них. Для выполнения
этого метода подойдут также вертикальные контурные
стежки.Протягивать нить можно как под лицевыми, так и под
изнаночными стежками. Единственной трудностью лицевой
заделки нитей этим методом является несоответствие
цветов: темные нитки могут проступать через крестики,
вышитые светлыми тонами мулине.
В третьих. На изнанке все стежки (так же как и на лицевой
стороне) должны быть в одном направлении. При этом не важно, в каком
именно. Они могут быть как горизонтальными, так и вертикальными.
Главное, вам должно быть удобно.
В четвертых. Пяльцы НЕ крутим! Если приходится, то
поворачиваем не меньше чем на 180 градусов, иначе можем запутаться, и
стежки на обратной стороне лягут перпендикулярно. В этом плане хорошо
вышивать на стационарных пяльцах (напольных, настольных) или
прямоугольных рамках.
При необходимости во время работы можно переносить нить
на расстояние не более 4-5 крестиков. Например, если
нужно вышить два элемента одного цвета, расположенные
через промежуток. При этом нить можно проложить как с
изнанки, так и с лицевой стороны. Оставленную с лицевой
стороны достаточно просто закрыть последующими стежками.
Это поможет добиться идеальной изнанки.
Еще один путь к идеальной изнанке - двусторонний крест. Двусторонний крест – признак мастерства и аккуратности, он может
быть использован как для украшения декоративных занавесок, полотенец
салфеток, скатертей и других изделий, у которых часто видно изнанку,
так и для вышивания обычных картин. Двусторонние швы могут быть
довольно сложными в исполнении, но есть и простые варианты, как,
например, простой двусторонний крест, называемый также классическим.
Главная особенность швов этого семейства - в том, что на лице и на
изнанке рисунок шва получается одинаковым. Т.е. обе стороны изделия
выглядят, как лицевые.
Как выполняется двусторонний крест?
Следует отметить, что каждый ряд крестиков выполняется в несколько
проходов, а именно – в четыре. В отличие от обычного метода вышивания,
где каждый ряд выполняется только в два прохода.
Итак. Первый проход: выполняем первую часть крестиков, при этом вышивая через один крест.
Второй этап – выполняем первую часть пропущенных крестиков, двигаясь в обратном направлении.
Третий этап – проходим вторую часть крестика, так же пропуская через один.
И последний этап – завершаем верхнюю часть пропущенных крестиков.
При правильном выполнении с изнаночной стороны получается такой же ряд крестиков.
Если вы все-таки отважились и решили попробовать вышивать с идеальной изнанкой, то должны быть готовы к тому, что это непросто. Но кто сказал, что мы боимся трудностей?