Вне зависимости от того, был у вас опыт трудоустройства или же вы в первый раз занялись поиском работы, начинать этот процесс приходится с чистого листа. Ведь меняются не только рынок труда и, соответственно, требования, предъявляемые к соискателям. Меняемся мы сами, наши взгляды на то, каким должно быть рабочее место, занятость и плата за труд. Итак хочется, чтобы на этот раз нам сопутствовала удача! Хотя, как сказал один выдающийся бизнесмен, благодаря везению можно получить хорошую работу, но… не удержаться на ней. Как же подойти к процессу трудоустройства, чтобы попасть в десятку?
Прежде всего необходимо уяснить, что ваш первый рыночный продукт — вы сами, поэтому необычайно важно правильно позиционировать себя на рынке труда. Для этого необходимо тщательно продумать индивидуальную тактику поиска работы, отвечающую только вашему запросу. Что это значит? Имея представление о расстановке сил на рынке труда, важно гармонично вписать свою кандидатуру в подходящий вам «контекст» предлагаемых вакансий. Как это сделать? Давайте поговорим обо всем по порядку.
У соискателей порой складывается поверхностное впечатление, что найти работу очень легко: нужно только взять издание по трудоустройству и как можно быстрее обзвонить приглянувшиеся варианты. Тянуть с поиском, конечно, не стоит, но необходимо провести и предварительную работу. Такая подготовка ускорит процесс подбора подходящей вакансии и сделает его основательным и успешным. По количеству объявлений вы можете сделать вывод о востребованности той или иной специальности, о зарплатной вилке и предъявляемых требованиях к интересующей вас должности.
Безусловно, логичнее было бы прежде всего организовать собственное тестирование и определить свои предпочтения, но иногда незнание общей картины спроса и предложения приводит соискателя к печальному осознанию существенной разницы между желаемым и действительным. Поэтому стоит начать хотя бы с беглого обзора того, что предлагают на современном рынке труда. Итак…
1. Изучаем спрос нанимателей. Несмотря на довольно-таки большой объем предложений, в фаворе по-прежнему лишь немногие специальности. Низкооплачиваемыми остаются такие благороднейшие профессии, как врач, учитель, работники науки и культуры. Людям, выбравшим, например, научную деятельность, приходится выкручиваться с помощью дополнительных заработков. Так, один мой знакомый врач трудится в НИИ старшим научным сотрудником, а подрабатывает… челюстно-лицевым хирургом, оперируя в частной клинике.
В «группу риска» попадают соискатели, неимеющие опыта работы. Поэтому важно, будучи еще студентом третьего курса вуза, присматривать место под солнцем или хотя бы пройти практику в компании, в которую вы впоследствии сможете трудоустроиться.
Большинство нанимателей приглашают на руководящие посты специалистов с опытом работы в данной позиции не менее трех лет. Но требования, предъявляемые к возрасту будущего сотрудника, порой откровенно удивляют. Простите за каламбур, но работодателю нужен опыт пенсионера, а возраст пионера…Что и говорить, у людей предпенсионного и пенсионного возраста мало шансов найти хорошую работу.
Всем известно и то, что под любым благовидным предлогом работодатели постараются отказать в трудоустройстве женщинам с маленькими детьми, иногородним и, что уж совсем обидно, инвалидам. Понятно, что люди, имеющие проблемы со здоровьем, просто не в состоянии выполнять обязанности, связанные с физическими нагрузками, но когда речь идет об умственном труде или работе в офисе… Будучи за границей, я убедилась, что там к гражданам с ограниченными возможностями относятся намного внимательнее, достаточно сказать о специальных поручнях и выемках для инвалидных колясок на дорогах. Любопытно, что самым лучшим программистом в нашей компании был Боб, который передвигался только в специальной коляске.
Да что инвалиды, порой и здоровые специалисты не могут найти себе достойного применения! И это не страшилки, а предельно объективный анализ болезненных проблем рынка труда. Вы просто должны их учитывать, но ни в коем случае не отчаиваться и не опускать руки, если входите хотя бы в одну «группу риска». Повторяю, в каждом варианте должна быть индивидуальная стратегия поиска работы.
Вы просмотрели предлагаемые вакансии и увас сложилась общая картина: какие специальности наиболее востребованы, с полной или частичной занятостью, возможная зарплата — от минимальной до максимальной. Теперь проанализируйте основные требования, которые предъявляют работодатели к соискателям. Есть ли у вас нужные качества, знания и умения? Постараемся это выяснить.
2. Составляем резюме. Положите перед собой «подручные средства» — паспорт, диплом или дипломы (не забудьте о различных курсах по специальности), трудовую книжку (если есть). Если вы никогда не писали резюме, то посмотрите шаблоны различных кадровых агентств. Так называемого классического варианта не существует. Помимо обязательных сведений (фамилия, имя, отчество, дата рождения, данные о регистрации, образовании и профессиональном опыте, контактная информация) постарайтесь заявить о ваших знаниях, умениях и навыках. Ориентируйтесь на объявления, в которых указаны должностные обязанности по интересующей вас вакансии. Не забудьте о достоверности сообщаемой информации. Допустим, у вас нет необходимого опыта, тогда стоит написать о своей легкой обучаемости, знании делового этикета, компьютерных программ, об опыте проведения деловых переговоров, работы с клиентами или что-нибудь в этом роде, относящееся к вашей специализации. Отдельно следует сказать о зарплате. Если в объявлении указано «оклад по результатам собеседования», то в резюме надо обязательно написать о предполагаемом вами уровне заработной платы. Держитесь в пределах разумного, но и не занижайте планку, так как больше, скорее всего, не дадут, а вот меньше — вполне возможно.
Если вы неуверены в каких-то своих качествах или совсем не знаете, о чем писать, н еполенитесь пройти тестирование в кадровом агентстве, центре профориентации (или хотя бы на соответствующих сайтах Интернета), где помогут определить ваши склонности и отметят личные качества. Нескромно просто написать о себе в резюме «обладаю высоким уровнем интеллекта», но вполне оправданно, если указать, что это данные тестирования такого-то учреждения. Подобные исследования иногда выявляют то, на что вы и внимания никогда не обратили бы… Если вам есть чем гордиться в профессиональном плане, то не забудьте об этом упомянуть. Допустим, для журналиста немаловажно являться членом Союза журналистов, иметь опыт участия в профессиональной выставке, конгрессе, быть победителем в конкурсе на звание «Лучший по профессии» и так далее. О своей готовности к командировкам и ненормированному трудовому дню тоже сообщите (работодатели таких самоотверженных товарищей любят!). Теперь вы находитесь в состоянии боевой готовности и имеете представление о себе и реальной обстановке на рынке труда.
3. Приступаем к поиску нужной вакансии. Не ограничивайтесь просмотром объявлений в газетах и журналах. Не стоит забывать и про Интернет, где помимо специализированных порталов можно найти сайты самих организаций. Обратитесь за помощью в кадровые (рекрутинговые) агентства, где с вас не возьмут ни копейки за подбор вакансий. Помните и о городской службе занятости, о ярмарках вакансий. Естественно, не стоит игнорировать и поиск работы через знакомых, друзей и родственников. Нельзя оставлять без внимания ни один из перечисленных вариантов.
Тексты публикуемых нанимателями объявлений абсолютно разные. Вы найдете как четкие и ясные предложения с названием фирмы, требованиями и гарантиями, так и, мягко говоря, неполные, без упоминания организации. Указание на название компании работодателя можно найти и в электронном адресе. Конечно, есть и загадочные объявления типа «Алекс — Юстасу», но это не значит, что те вакансии, в которых многое неясно, не стоят вашего внимания. Мало ли какие причины заставили работодателя шифроваться?!
Игнорировать необходимо только навания типа: «Хотите зарабатывать больше? Приходите кнам! Мы ждем коммуникабельных и энергичных людей!». Если вам предлагают большую зарплату, отличную команду и многое-многое другое, а в замен не требуют ничего, кроме желания работать и зарабатывать, то скорее всего, это компания сетевого маркетинга. Также стоит насторожиться, если в объявлении в качестве контактной информации указан лишь мобильный телефон.
Если вы немного растерялись из-за того, что вакансий слишком много, выпишите самые интересные. Но не стоит слишком сужать зону поиска, так как и неподходящие, на первый взгляд, предложения могут оказаться судьбоносными. Нельзя игнорировать вариант потому, что на собеседование придется ехать на другой конец города. Вполне возможно, что там находится только головное предприятие или отдел кадров.
Не позволяйте себе долго раскачиваться. Если вы ориентируетесь (хотя бы в общем!) на рынке труда, имеете резюме и приблизительно знаете, чего хотите, — смело вступайте в бой! Указан в объявлении факс или электронный адрес — шлите свое резюме. Есть телефон — звоните и четко объясните, по какому поводу вы набрали данный номер. Смело требуйте сотрудника, с которым вы можете поговорить о вакансии.
Будьте готовы к тому, что вам учинят допрос с пристрастием, предложат приехать на собеседование, прислать резюме (возможно, и по второму разу!) или — тоже вполне вероятно — откажут. В последнем случае не стоит рвать на себе волосы. Вычеркивайте их из своего списка. Какие могут быть нюансы: вакансия просто выдумана для пополнения базы данных кадрового агентства, фирма имеет своего кандидата и объявляет конкурс «для справедливости» и т.п. Если вы работали в известной крупной компании, то конкурирующие организации могут пригласить на собеседование только для того, чтобы выпытать профессиональные секреты. Не исключено, что вас попросят изложить ваше видение выхода компании из кризиса, а затем, воспользовавшись этими советами, откажут в принятии на работу. Все может быть… но это крайности.
Вы должны настроиться по-боевому, действовать оперативно, быть внимательными, упорными и, естественно, рассчитывать только на успех.